+7 (8332) 38-10-98
Контакты

Кремль г. Хлынова-Вятки: история исследований. Часть 1: начало изучения.

Исторически г. Хлынов-Вятка-Киров начал формироваться на высоком берегу р. Вятки в районе современного Вечного огня, набережной, Александровского сада и прилегающих к этим объектам городским кварталам. Вероятно, мало кто из горожан, прогуливаясь по набережной или шагая по Динамовскому проезду, знает, что идет не просто по современным улицам, а по интереснейшему памятнику археологии - Хлыновскому городищу, кремлю г. Хлынова-Вятки XIV- XVIII вв. Вместе с тем это один из знаковых археологических объектов нашего города, то место, где город возник и начал формироваться. В 2022 г. планируются новые археологические работы по изучению культурного слоя данного памятника. В связи с этим предлагаем нашим читателям проследить историю изучения Хлыновского кремля как археологического объекта.

Кремль г. Хлынова-Вятки. Рисунок Т. Дедовой

Одно из первых упоминаний кремля г. Хлынова-Вятки можно найти в "Памятной книжке Вятской губернии на 1857 г.". В разделе "Очерк города Вятки" можно узнать, что "для безопасности от нападений вотяков и черемис новое поселение обнесено было тыном, начиная от засорного оврага до Раздерихинского; старый же город составил из себя внутреннюю крепость и назвался Кремлем". На Хлыновский кремль как на археологический памятник указывал в 1881 г. известный археолог, наш земляк А.А. Спицын. В своем "Каталоге древностей Вятского края" в главе, посвященной следам старых русских укреплений, Александр Андреевич описывает различные участки в г. Вятке, где сохранились участки посадского вала и "следы бывшего до него острога". Были упомянуты остатки вала, проходившие по задней аллее Александровского сада и незначительное углубление от рва, окружавшего кремль в районе женского монастыря. Укрепления Хлыновского кремля хорошо отражены на плане города 1759 г., о чем также упоминал А.А. Спицын. Как видно, в дореволюционный период интерес вызывали только видимые на местности объекты Хлыновского кремля, его же культурный слой не изучался.

Раскопки Л.П. Гуссаковского. Расчистка бревенчатого настила. Фото КОГБУ "ЦГАКО".

Первые археологические работы на территории кремля были проведены лишь в 1935 г. во время строительства домов №№ 1 и 2 по ул. Коммуны (совр. ул. Московская). Сотрудники Кировского областного краеведческого музея Б.А. Васильев и М.П. Грязнов провели на данном участке археологические наблюдения. Ими были зафиксированы остатки различных деревянных построек (мостовых, нижних венцов срубов и др.), а также собрана довольно большая коллекция предметов – ножей, замков, кочедыков, гвоздей и т. д. Однако, по мнению археолога Л.П. Гуссаковского, "полного и профессионально документированного археологического надзора за этим строительством организовано не было" и сегодня мы не имеем подробного описания произведенных мероприятий и анализа культурных слоев на данном участке.

Раскопки Л.П. Гуссаковского. Общий вид на раскоп. Фото КОГБУ "ЦГАКО".

В шурфах и раскопах Л.П. Гуссаковский выделил от трех до восьми строительных ярусов, самый ранний из которых, относящийся к городскому слою, датируется серединой XIV – концом XIII вв. (древнейший ярус, датированный XII – второй половиной XIII вв., интерпретирован исследователем как русское поселение сельского типа).  "Черезвычайный интерес", по мнению автора работ, представляли остатки древнейших каменных сооружений кремля, найденные в одном из шурфов у Дворца пионеров (бывш. Архиерейские палаты). В частности, был найден развал древнейшей кирпичной кладки из тонкого кирпича - плинфы. Такой кирпич (а также раствор с фрагментами толченого кирпича), по мнению Л.П. Гускаковского, характерен для древнерусского каменного зодчества и на севере Руси мог датироваться периодом до XV в. Традиционно же началом каменного строительства в г. Вятке считалась последняя четверть XVII в. Не менее интересны были находки деревянных сооружений XIII-XIV вв., сделанные в центральной части кремля, рядом с руинами Богоявленского собора 1698 г. Здесь Гуссаковским была вскрыта часть древней улицы с бревенчатыми мостовыми разного времени, перекрывающими друг друга. К мостовым примыкали остатки жилых и хозяйственных сооружений. Сохранились даже срубы жилищ, рубленые "в обло" и "в лапу", с деревянными полами из тесаных досок, дощатыми нарами или полатями. Вероятно, жилища имели двускатную кровлю и топились по-черному. Хозяйственные постройки были меньше жилых и делались из более тонких бревен. Иногда вместо дощатого пола применялся бревенчатый настил. Рядом с мостовыми были прослежены остатки бревенчатых частоколов, нижние части вертикальных столбов от ворот и калиток.

Из отчета Л.П. Гуссаковского. Чертеж 5 строительного яруса. Архив ИА РАН.

В ходе обработки полученных материалов ученый пришел к выводу, что г. Хлынов был построен во второй половине XIII в. и получил свое название по речке Хлыновице. Основанием для такой датировки послужили как стратиграфические наблюдения, так и различные древние предметы (фрагменты керамики, трубчатые замки и ключи к ним, железные ножи, глазчатая пастовая бусина XI-XII вв. и витая бусина синего стекла XIII-XIV вв., пластинчатый рифленый браслет XIII-XIV вв., небольшой перстень XIII в. и прочие находки аналогичной хронологии).

Пластинчатый бронзовый браслет из раскопок Л.П. Гуссаковского. Отнесен Л.Д. Макаровым к периоду 1116-1313 гг. Фото Архив ИА РАН.

Стоит отметить, что в настоящее время ряд выводов Л. П. Гуссаковского относительно возраста г. Хлынова-Вятки и датировки ряда находок подвергаются серьезному сомнению. В частности, археолог и историк С. Д. Захаров, сторонник скептического отношения к результатам изысканий 1950-х гг., отмечает слабую методическую базу проведенных работ. Он указывает на очень небольшую площадь вскрытого культурного слоя (около 180 кв. м), что не позволяет, по его мнению, дать обоснованную характеристику стратиграфии и хронологии Хлыновского кремля, а также на спорные моменты в выделении и датировке строительных ярусов. В частности, ряд сооружений существовали  в течение достаточно длительного промежутка времени, что не было учтено при датировке ярусов. Кроме того, определение хронологических рамок бытования отдельных предметов выполнено не совсем верно, имеются неточности и в типологии керамики. Датировка обнаруженных изделий производилась по материалам археологических исследований Великого Новгорода, однако в результате создания в 1958 г. дендрохронологической шкалы в Новгороде датировка различных вещей была изменена. При этом даты находок, обнаруженных в раскопах и шурфах на территории Хлыновского кремля, скорректированы не были. Все это позволило поставить под сомнение выводы Л.П. Гуссаковского, относящиеся к исследованиям в кремлевской части города.

Часть заключения из отчета Л. П. Гусаковского с автографом автора. Фото Архив ИА РАН.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения относительно результатов исследований Л. П. Гуссаковского. Так, ижевский археолог Л. Д. Макаров полностью поддержал высказанный им тезис об основании Хлынова-Вятки в середине – второй половине XIII в. и с некоторыми уточнениями присоединился к его датировке строительных горизонтов. Он объясняет методические недочеты ученого тем, что археологические исследования проводились в период становления современной методики раскопок древнерусского города, и, несмотря на все неточности, считает результаты его изысканий заслуживающими доверия за вычетом некоторых деталей.

Продолжение следует...

Директор А. Кряжевских, научный сотрудник А. Егоров

Яндекс.Метрика