+7 (8332) 38-10-98
Контакты

Чижевское городище ("Марьин кокошник") - история и новые исследования.

Городище располагается на округлом мысу высотой 26-30 м, образованном коренным левым берегом р. Вятки и берегом оврага, в районе бывшей д. Чижи, территория которой в настоящее время вошла в состав г. Кирова. Оно принадлежит к типу мысовых одноплощадных городищ, укрепленных с напольной стороны одним валом и рвом, его площадь составляет около 10 500 кв. м. Насыпь вала имела в плане дугообразную форму, находилась на площадке поселения перед рвом и защищала городище с южной и западной стороны. С формой линии укреплений, напоминающей старинный женский головной убор, связано другое наименование данного городища – Марьин Кокошник. В настоящее время вал и особенно ров практически не фиксируются.

Вид на Чижевское городище со стороны оврага

Впервые Чижевское городище описал капитан Пензенского пехотного полка Н. П. Рычков, который в 1769-1770 гг. в составе экспедиции П. С. Палласа объехал несколько приуральских губерний, в том числе и Вятский край. Из-за небольшой площади городища он считал его «замком» какого-либо селения или местом, в котором не было жилищ и в котором скрывалось окрестное население во время нашествия неприятеля. По его мнению, оно было создано чудскими народами, жившими здесь еще «до пришествия новгородцев». Впоследствии данные Н. П. Рычкова о городище были включены Е. Ф. Зябловским в многотомное «Землеописание Российской империи», вышедшее в 1810 г.

Площадка Чижевского городища

В 1865 г. памятник обследовал и описал П. В. Алабин. Им здесь были обнаружены уголь и фрагменты керамики. При этом он обратил внимание на прекрасную сохранность вала (его высота достигала около 3 м), постепенно разрушаемого эрозией только с юго-восточной стороны памятника. Внутренняя же площадка городища, а также ров были распаханы. П. В. Алабин считал данное городище местом первоначального поселения новгородцев, пришедших на Вятку в XII в., однако фактическое обоснование этой версии в настоящее время отсутствует, и ученые ее всерьез не рассматривают. При этом он же отмечал, что до появления здесь новгородцев поселение принадлежало более древнему населению края Кроме того, П. В. Алабиным были записаны интересные легенды об этом городище. «Существуют поверья о зарытых в нем кладах и о каком-то воине, в нем погребенном. Говорят что иногда ночью этот отвечный жилец городища появляется на его гребне, скачет по нему на белом коне, махая мечем и потом опять скрывается в свое таинственное жилище. Другие утверждают что каждую ночь видна женщина вся в белом, то печально сидящая на краю городища, обращенном к реке, то как тень скользящая по его гребню. Говорят, что в заутреню Светлого Христова Воскресения клад этого городища выходит на поверхность его, причем разверзаются существующие в нем железные врата какого-то таинственного здания и каждому приходящему в это время дается взять бочонок серебра». Данные легенды, несмотря на всю их таинственность и очарование, способствовали разрушению памятника. П. В. Алабин пишет, что «вал в нескольких местах разрезан кладоискателями, которые также производили довольно значительные раскопки и внутри городища». Однако, «не смотря на твердое убеждение очень многих вятчан в достоверность этих рассказов, мы не могли отыскать счастливца, который воспользовался дававшимся в руки бочонком, хотя известно, что в заутреню нередко и теперь еще отправляются за предполагаемою легкой добычей многие, ищущие скорого обогащения».

Разбивка шурфа на площадке городища

А. А. Спицын в 1880-е гг. (работы проведены до 1881 г. и в 1887 г.) нашел на городище керамику, кости, угли и несколько поздних железных обломков, а в валу – медвежий клык. По его словам, ранее площадка памятника распахивалась, но к моменту обследования пашня уже была заброшена. При этом работы А. А. Спицына показали практически полное отсутствие культурного слоя на памятнике, имелось лишь едва заметное его присутствие на склонах мыса. Он отнес памятник к числу средневековых средневятских городищ, существовавших до появления в Вятском крае русского населения, то есть до XIV в. В своем труде «Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии» Спицын достаточно подробно описал внешний вид и размеры Чижевского городища, в том числе перечислил и предания местных крестьян, связанные с этим объектом, дополнив легенды, собранные Алабиным, еще одной. Согласно этой легенде, взятой из сочинения безымянного вятского гимназиста, «будто бы и поныне в каждую полночь кто-то в виде женщины в черной повязке с растрепанными волосами обходит всю равнину, окруженную валом (площадь), дико хохочет и перед рассветом исчезает на развалинах».

В шурфе прослеживаются следы угля

В 1938 г. городище обследовал Н. А. Прокошев. Им было установлено, что вал и часть площади памятника почти полностью срыты в ходе проведения земляных работ. У подножия городища и в одном из обнажений оврага ему удалось найти остатки культурного слоя и несколько фрагментов керамики. При этом он обратил внимание на то обстоятельство, что практически все хранящиеся на тот момент в Кировском областном музее находки, происходящие с этого памятника, относятся не к эпохе средневековья, а к раннему железному веку, в частности, они характерны для ананьинской КИО (VIII-III вв. до н. э.). Изучение музейных коллекций и собственные полевые работы позволили Н. А. Прокошеву отнести Чижевское городище к ананьинской эпохе и существенно пересмотреть датировку А. А. Спицына и других более ранних исследователей.

В ходе работ разведгруппы Камско-Вятской археологической экспедиции (г. Ижевск) под руководством Н. А. Лещинской в 1977 г. на памятнике обнаружены сырые и обожженные кости животных, обломки железных предметов, фрагменты лепной керамики с примесью толченой раковины и растительности, фрагменты гончарной керамики и шлак.

Лепная керамика кочергинской культуры (X-XIII вв. н. э.) найденная на городище

В 2017 г. археологами КОГАУК «НПЦ по охране ОКН Кировской области» на памятнике были проведены археологические работы с целью определения его границ и степени сохранности культурного слоя. В ходе работ было заложено 8 шурфов, найдено несколько фрагментов лепной (предположительно кочергинской) керамики, определены границы памятника и его площадь, составившая 10669 кв. м.

Вид с Чижевского городища

В настоящее время Чижевское городище относят к многослойным памятникам. Здесь выделяются слои, относящиеся к позднему этапу вятского варианта ананьинской культурно-исторической общности (VI-III вв. до н. э.), к кочергинской культуре (X-XIII вв.), а также к древнерусскому времени (с XIII в.). По мнению Л. Д. Макарова, в древнерусское время Чижевское городище прикрывало первый локальный район размещения русского населения в Вятском бассейне, расположенный вокруг Никулицкого городища, со стороны низовий р. Вятки.

Научный сотрудник А. Егоров

Яндекс.Метрика