+7 (8332) 38-10-98
Контакты

Вятское городище - малоизвестный памятник в центре г. Кирова

   Из археологических памятников в центральной (исторической) части г. Кирова большинству известен лишь кремль г. Хлынова-Вятки (Хлыновское городище), на территории которого периодически проводятся работы и нашей организацией. Однако это не единственное древнее поселение в центральной части современного г. Кирова.

Вид на мыс с береговой ротондой

   В 1959 г. археолога Л. П. Гуссаковского заинтересовал мыс, образованный коренным берегом р. Вятки и Раздерихинским оврагом, занятый в настоящее время Александровским садом и расположенный в районе береговой ротонды в 300 м к северу от Хлыновского кремля. Археолог обратил внимание на выгодное географическое положение этого мыса, находки в его окрестностях нескольких кладов давали основание предполагать наличие на нем древнего поселения. Существовали и удмуртские легенды, утверждавшие, что на месте города Вятки (Кирова) прежде располагался удмуртский поселок с куалой (молитвенным шалашом). Кроме того, были учтены сведения П.Н. Луппова о том, что в 1840 г. на территории сада были проведены большие работы по выравниванию поверхности, во время которых был засыпан некий ров, датируемый Лупповым XVII в. Л. П. Гуссаковский предположил, что данный ров мог иметь более древнее происхождение.

Вид на Вятское городище.

   В ходе археологической разведки на данном участке Л.П. Гуссаковским в южной части мыса было прослежено серпообразное возвышение, отрезающее мыс от остального плато. Как показал заложенный на данном всхолмлении шурф, оно состояло из пластов насыпной глины мощностью 1,7-1,8 м без каких-либо вкраплений строительного мусора. Археолог предположил, что «возможно … это всхолмление является остатками древнего вала, ограничивающего городище». В настоящее время линия вала совершенно не фиксируется, вероятно, она была уничтожена в ходе многочисленных работ по благоустройству территории Александровского сада.

Предполагаемое место расположения вала. Как видно по фото, вал совершенно не просматривается.

   Всего во время исследований 1959 г. Л. П. Гуссаковский заложил на памятнике, названном Вятским городищем, 15 разведочных шурфов общей площадью 66,5 кв. м. Исследователь счел нецелесообразным закладывать здесь большие раскопы ввиду отсутствия подходящего места и малой изученности особенностей стратиграфии данного объекта.

   Раскопки показали, что в результате различных земляных работ культурный слой Вятского городища оказался почти полностью уничтожен. В верхней части большинства шурфов были обнаружены следы сооружений XVII–XVIII вв. и слоя XV–XVII вв. Лишь в шести шурфах, располагавшихся около восточного края площадки, были зафиксированы остатки древнейшего культурного слоя мощностью от 5 до 15 см. При этом в нем можно выделить дорусские напластования XIXIII вв., оставленные, с точки зрения Л. П. Гуссаковского, древнеудмуртским населением, в которых обнаружены фрагменты серой лепной керамики с примесью толченой раковины, бронзовая литая орнаментированная обойма от рукояти ножа и небольшая бронзовая копоушка, найденная ранее во время земляных работ. По аналогиям данные предметы были датированы Гуссаковским XI–XIII вв.

   Эти слои перекрываются древнерусским слоем XII–XIII вв., к которому относятся находки подвески-амулета в виде ложечки, небольшой бронзовой пряжки, фрагмента пряжки от конской сбруи, железного калачевидного кресала, железных ключей от трубчатых замков и гончарной керамики. Вследствие плохой сохранности слоя жилые и хозяйственные сооружения этого древнего поселения выявить не удалось.

Некоторые предметы найденные на Вятском городище в 1959 г.(по Л.Д. Макарову): 1-сапожная подковка; 2-свистулька; 3-пряжка.

   После 1959 г. городище было осмотрено Л. Д. Макаровым и В.В. Ванчиковым в 1986 г. Затем, в 1990 г., на территории Вятского городища разведочные работы проводил Л.Д. Макаров, который здесь культурного слоя не обнаружил. На сегодняшний момент есть несколько интересных и спорных моментов, связанных с данным городищем и его материалами.

   Одним из таких моментов является вопрос о правомерности соотнесения Вятского городища с племенным центром удмуртского племени ватка. Данную гипотезу, основанную на наличии среди материалов городища некоторых характерных для средневековых удмуртов предметов и керамики, впервые высказал Л. П. Гуссаковский.

Вятское городище. Вид со стрелки мыса.

   Наиболее показательна здесь керамика, которая является одним из основных этнических маркеров в археологии. Археолог С. Д. Захаров, изучавший керамическую коллекцию городища (чуть более 120 фрагментов керамики), отнес к периоду XIII–XIV вв. лишь 10 фрагментов. Причем толченая раковина в тесте (характерный финно-угорский маркер) была выявлена им только в 3 случаях. Таким образом, гипотеза о данном городище как крупном племенном центре удмуртов требует дальнейшего уточнения – ввиду отсутствия масштабных раскопок плохо известна стратиграфия памятника и слишком мало выявлено удмуртских (кочергинской культуры) предметов для столь крупного «удмуртского центра».

   Еще одним интересным вопросом является соотнесение Вятского городища и Хлыновского кремля в плане времени их возникновения и той роли, которую каждый из этих памятников играл в ходе русской колонизации края. Сам Л. П. Гуссаковский считал, что на современной территории центра г. Кирова в XIII в. существовало два населенных пункта. В  XI–XIII вв. на береговом мысу на территории современного Александровского сада находилось укрепленное поселение, соотносимое археологом с удмуртским центром племени ватка, которое на рубеже XII–XIII вв. занимает пришлое русское население. Одновременно на южном участке этого берегового плато, на расчищенном «Болясковом поле» (так называет эту местность «Повесть о стране Вятской») возникает неукрепленный поселок, который в середине-конце XIII в. получает укрепления и свое собственное название – Хлынов. В XIV­–XV вв. территория между Хлыновым и Вяткой (первоначальным поселением) постепенно застраивается. Первоначальное поселение теряет свое значение и входит в состав Хлынова как часть посада. Именно это вхождение территории Вятского городища в посад г. Хлынова, по мнению исследователя, породило бытование двух названий (Вятка и Хлынов) у одного города. Разумеется, мнение Л.П. Гуссаковского является одной из многих гипотез относительно этого непростого вопроса, и считать его единственно верным нельзя. Более того, сегодня большинство исследователей разделяет версию именно о Хлыновском городище как первоначальном месте поселения русского населения.

Удмуртская «великая куала» в д. Кузебаево, Удмуртия. Возможно, примерно так выглядела и куала, располагавшаяся на месте г. Кирова.

   И, наконец, крайне важным является вопрос о связи данного городища и легендарной «великой куалы» (молитвенного шалаша) удмуртов, своеобразного религиозного центра автохтонного населения. Впервые о существовании на месте современного г. Кирова удмуртской культовой постройки упоминает священник-миссионер Б.Г. Гаврилов: «На том месте, где ныне находится город Вятка, прежде была вотяцкая деревня с общественною куалою (молитвенный шалаш). Когда вотяки были вытеснены оттуда русскими, то и куалу решились разрушить». Сегодня существует ряд работ, которые напрямую отождествляют Вятское городище с куалой и представляют данный памятник как некое «городище-святилище». Действительно, в археологии существует гипотеза, определяющая небольшие городища в качестве святилищ, тем более что на Вятском городище, учитывая небольшую площадь проведенных на нем работ, выявлено сразу несколько культовых предметов. К таковым Л.Д. Макаров относит привеску-ложку и кремневое орудие. Привески-ложки обнаруживаются в женских погребениях древнерусских курганов Х–ХII вв. и ассоциируются обычно с символами сытости, благосостояния и довольства. Кремневое же орудие исследователь соотносит с т.н. «громовой стрелой», довольно популярном предмете в суевериях крестьян. Поверья о «громовых стрелах» связаны с верой в то, что они попадают в землю вместе с ударом молнии и выходят на поверхность через 3 или 7 лет. Причем считается, что это Илья-пророк посредством громовой стрелы убивает дьявола. Их применяли как оберегающее средство от грозы и пожаров и от некоторых болезней.

Культовые предметы с Вятского городища (по Л.Д. Макарову): 1-«громовая стрела»; 2-привеска-ложечка.

   Данный вопрос о локализации удмуртской куалы на Вятском городище упирается в проблему наличия на памятнике удмуртского слоя, который рассматривался выше. Кроме того, Л.Д. Макаров соотносит найденные на городище культовые предметы со славяно-русским населением, в то время как куала считалась удмуртским святилищем. Вообще, наиболее аргументированным выглядит мнение краеведа В.Н. Бородовского, который на основании письменных источников (как мы видим, археологических пока не достаточно), помещает данную куалу в районе перекрестка ул. Московской и Казанской.

   Как видно, Вятское городище является крайне интересным археологическим памятником, исследования которого могут пролить свет на множество важных вопросов – от особенностей духовной культуры автохтонного удмуртского населения до появления русского населения в крае и времени основания города Кирова. Однако вероятнее всего, данные вопросы останутся без ответов (во всяком случае, в рамках исследования конкретно Вятского городища) – культурный слой городища, а вместе с ним и тайны, которые он хранил много веков, на данный момент почти полностью разрушены в результате деятельности человека.

   Научный сотрудник А. Егоров

Яндекс.Метрика