+7 (8332) 38-10-98
Контакты

Подземелья Вятки

 

Вятка – Хлынов, затем снова Вятка и в 1934 г. уже Киров. Непросто складывалась судьба стольного града Земли Вятской. На Вятке свои порядки, вятские – хватские… так определяли свой характер сами вятчане. Гордясь своей особинкой и даже иронизируя  над собой. Историк XIX в. Николай Костомаров  как-то в сердцах бросил фразу: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее…». Темнее – значит таинственнее. Историка понять можно, за что ни возьмись – письменных источников немного. Практически не сохранились. В летописях разноголосица фактов и дат. На что опереться в исследовании прошлого, в каких книгах и манускриптах искать истину?

План г. Хлынова 1759 г.

 Потому и чудеса с вятской историей случаются просто удивительные – в 1957 г. широко отмечалось 500-летие города Вятки-Кирова. Ссылались тогда на 1457 г. – на тот момент самое достоверное, по мнению историков,  упоминание в летописи даты появления города Вятки в российской истории. Прошло еще 20 лет и – о чудо! – возраст нашего города увеличился еще на 100 лет. В 1974 г. широко отмечалось уже 600-летие города Кирова. Были выпущены серии значков и памятных медалей, вышли в свет книги и открытки. Но как за 20 лет можно было «состариться» на целых 100 лет? Все очень просто – к этому времени была открыта новая летопись, упоминающая город Вятку.  Это открытие стало заслугой историка Анатолия Эммаусского, проведшего не один год за изучением древних летописных сводов в центральных архивах. И вот новая точка отсчета – 1374 г. – повествование о походе ушкуйников по рекам Волге и Вятке и новая дата первого упоминания города Вятки в общерусских летописях.

Есть и еще одна дата – это 1181 г. Об этом рассказывается в «Повести о стране Вятской» – но именно эта «повесть» насыщена многими легендами и мифами. Хотя некоторые историки считают,  что этот документ, датированный началом XVIII столетия, впитал в себя более ранние рассказы вятских летописцев. Интересно, что более ранней датировке основания Вятки (с точки зрения д.и.н., археолога Л. Д. Макарова – ред.) соответствуют некоторые археологические находки. На месте современного Александровского сада в середине XX в. проводились археологические исследования и в ранних слоях были обнаружены как предметы быта финно-угорских народов, так и вещи, характерные для русского населения. Это позволило сделать вывод о мирном сосуществовании коренных народов Вятки – вотяков (удмуртов) и пришедшего сюда русского населения. Хотя, конечно, первое время без стычек не обходилось, но впоследствии соседи поняли – жить мирно и торговать намного выгоднее, чем постоянно нападать друг на друга.

И как городу с такой историей не иметь своей почти мистической и даже немного страшной тайны. Такая тайна,  конечно, есть – это легенда о подземных ходах, пронизывающих Старую Вятку. Легенда о пещерном храме и подземном озере. Как ни странно, это тот редкий случай,  когда исследователям удалось обнаружить следы подземных сооружений  и даже письменные упоминания о них.

Ворона А. Г. «Чуди». Изображенную на графике подвеску в дореволюционных монографиях часто называли «чудской образок» и связывали с существованием легендарного народа – чуди.

Но начнем по порядку. Самую древнею легенду о подземных ходах мне удалось найти в книге «Родноведение», изданной в 1917 г. Это первое и единственное издание: «Ямы остались как памятники существования народа чуди (чукчи) – так у автора. Памятники от чуди имеются в Зюздинском крае. Народное предание в Глазовском уезде рассказывает,  что «чучкие люди» были народ смирный и занимались хлебопашеством. Нередко их образ жизни нарушали разбойники, жившие на другом берегу реки Камы. «Чукчие люди» редко отстаивали свои жилища, а в большинстве случаев переселялись на другие места и начинали жить по-прежнему. Старое же свое жилище они без сопротивления оставляли разбойникам, где и селились атаманы и князья последних. Долго ли жили «чучкие люди» в Вятском крае неизвестно. Вдруг появились на Руси звоны в колокола и «чучские люди», испугавшись этих звонов, стали прорывать глубокие ходы в своих местах, поддерживая землю на толстых сосновых стойках, а когда ходы были прорезаны, тогда чудские люди зашли в них и стойки поддерживающие землю подожгли, - земля упала и они засыпались «живьем». - С той поры и не стало «чучких  людей». (В.Д. Емельянов. Родноведение». Вятка 1917 г. Стр. 84)

Т. Дедова «Собор Александра Невского в Вятке»

Большой объем информации о подземельях Вятки (Кирова) стал появляться  в кировских газетах в 70-е и 80-е гг. прошлого века.  Анатолий Фокин, вятский архитектор и исследователь в книге «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды» (Киров, 2000 г.) приводит тексты писем в редакцию областной газеты «Кировская правда». Эти воспоминания очевидцев в советские годы не были опубликованы, но чудом сохранились в архивном фонде редакции: «В 1934-1935 гг., будучи в возрасте 11-12 лет, я с такими же ребятами спускался в подвал Александро-Невского собора, из которого был ход, выложенный кирпичом. Рост мой был в то время 120- 130 сантиметров, и мы по этому ходу ходили не сгибаясь, ходили в темноте, иногда зажигали спички. Точно не могу сказать, сколько метров проходили, пока хватало смелости, но не более 100-150 метров. Из подвала собора ход был с северной стороны. Когда родители узнали о моих проделках, наругали меня…», - писал в редакцию газеты «Кировская правда» Н.Н. Никитин в 1983 г. Другой очевидец И. Замятин сообщал в редакцию областной газеты: «Подземный ход из бывшего Кафедрального собора действительно существует. Я сам лично, в числе четверых юношей, проходил по нему осенью 1934 г. Прошло 45 лет, мне тогда заканчивался 16-й год, но за память я ручаюсь.      

Тогда было время страшного вандализма. В городе Вятке ломали множество церквей. Сломан был и Кафедральный собор. От него тогда осталась груда камней и битого кирпича высотой с дом. Осенью 1934 г. мы вчетвером гуляли и увидели провал в земле. Это был подземный ход, идущий от собора на юг к оврагу между домами пионеров и техникума. Стенки и сводчатый потолок этого хода были выложены кирпичом. Мы по подземному ходу прошли на север, в сторону собора. Передний освещал дорогу спичками. Пройдя около 10 метров, мы наткнулись на кирпичную стену, а выше её окно в бездну. Там мы видели мрак, слышали эхо наших голосов. Впереди идущий изрядно струсил, и мы подались обратно…» (записано в 1979 г.).

Одно из писем А. Г. Фокину от читателей. Архив А. Г. Фокина.

А.М. Мормиль в 1974 г. вспоминала: «"В Доме пионеров (бывший архиерейский дом) я занималась в драмкружке, это было примерно в 1924-1926 гг.  Однажды вечером мы решили сходить на разведку подземного хода, о котором много говорилось в то время. Вход в него был сбоку Дома пионеров, как лаз. Мы с подругой полезли туда, с нами был ещё кто-то из мальчиков, а двоих оставили снаружи, чтобы, если мы не вернёмся, они сообщили взрослым.  В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где, даже не наклоняя головы (нам было лет 10-12). Было темно, у кого-то были спички и керосиновый фонарь, на полу были обломки камней, может быть кирпичей, и стены были тоже кирпичные, пол был неровный, сколько мы шли - не знаю, ведь часов у нас тогда ни у кого не было, по нашим предположениям, мы шли к Кафедральному собору примерно час. Но наши исследования так и не были доведены до конца, мы дошли до завала, высотой примерно 60-70 сантиметров, думали его перелезть, но в это время услышали, что нас звали - кричали. Это были родители подруги, оповещённые нашими "сторожами". Ну, пришлось возвращаться и получать взбучку».

Архиерейский дом. Начало XX в.

Все эти подробности просто невозможно выдумать. Обратим внимание, что все описанные события происходили либо на территории несохранившегося Хлыновского кремля, либо вблизи храмов и архиерейского дома. Архиерейский дом стоит и доныне – его можно увидеть недалеко от мемориала "Вечный огонь", если идти по улице Московской в сторону реки. А вот Троицкий кафедральный собор и Александро-Невский собор были разрушены. Для чего же использовались эти таинственные подземные ходы? Краеведы и журналисты выдвигают массу гипотез. По одной из них, подземные ходы соединяли различные храмы и вели к выходу из кремля на берег Вятки. Они будто бы были предназначены на случай внезапного нападения лихих людей. По другой версии, ходы были проложены между монастырями, и в них могут все еще быть скрыты несметные богатства. Все это, конечно, не подтвержденные фактами теории. В вятской пропитанной влагой глинистой почве с большим содержанием известняковых, растворимых водой пород,  очень сложно соорудить протяженный подземный ход. А провести его под дном реки Вятки в близлежащее село Макарье, как об этом повествует одна из легенд,  вообще практически невозможно! Это под силу только современным метростроевцам, оснащенным самой передовой техникой. И то экономическая целесообразность такого сооружения под большим вопросом. Если в XXI в. уже не одно десятилетие в Кировской области не могут построить туннель под Транссибом на Нововятском железнодорожном переезде, и машины вынуждены подолгу стоять в пробках, пропуская поезда, то веке в XVII-XVIII такие подземные сооружения были просто фантастикой! Парадоксально, но они реально существовали, просто были не такими циклопическими,  как об этом говорят легенды.
Школьники в 20-30-е гг. XX в. за подземный ход могли принять любой подвал разрушенной церкви, дренажную систему, сооруженную для отвода воды, или естественную полость, возникшую под землей из-за размыва грунтовыми водами.

Детские впечатления всегда очень яркие и сильные,  поэтому они и запоминаются на всю жизнь. А что же тогда это было?   Все очень просто – теплый переход из Архиерейского дома в Кафедральный собор – по нему владыка шел на литургию, приходил в храм служить, читал проповедь и удалялся обратно в свои архиерейские покои для уединения и для решения вопросов епархиальной жизни. Со временем переход все больше углублялся, рос культурный слой и дневная поверхность земли постепенно скрыла в себе выложенный кирпичом переход, который, после того как был разобран Троицкий кафедральный собор, естественным образом превратился в «подземный ход». Там могли находиться и древние книги, и иконы в нишах. Об этом рассказывают многие пионеры 30-х гг., совершавшие подземные вояжи.

Свято-Троицкий кафедральный собор.

Предание о «пещерном храме» связано с утраченной жемчужиной вятской архитектуры - Троицким кафедральным собором города Вятки. Это был главный храм земли Вятской. Возведен он в 1760-1772 гг. на месте старого Троицкого собора в самом сердце Хлыновского кремля, здесь хранилась главная святыня Вятки – Великорецкая икона Святителя Николая Чудотворца. Отсюда начинался Великорецкий крестный ход. В 1930 г. храм был закрыт в 1935 г. - разрушен. И. Замятин в 1979 г. вспоминал свое посещение «пещерного храма» под разрушенным к тому времени Троицким кафедральным собором: «Зал оказался очень большим. Сводчатый потолок подпирал один четырёхгранный кирпичный столб толщиной больше метра и у потолка переходящий в свод. Слева от свода находилась широкая каменная лестница, наверху заваленная битым кирпичом, возможно, обломками Кафедрального собора.  Против хода стоял, накренившись, стол, обшитый до пола. Убрав его, мы увидели могилу, выложенную кирпичом. Могила была пуста, и никаких следов земли около не было. Один из нас сказал, что у покойника должен быть золотой крест и прыгнул в могилу. Освещая там спичками, он выбросил сначала большую кость, - потом череп и обломок гробовой доски, обшитой материей, похожей на ту, из которой шьют поповские ризы, то есть сотканной из металлических нитей - золотых и серебряных. Череп был пуст, и кожи на нём не было. Но нас очень удивило, что на черепе ясно были видны волосы.  Стены и потолок этого подземелья были изрисованы на религиозные темы. В дальнем углу находилась келия с земляной лежанкой. Говорили, что тут жил святой человек и через окошко в двери ему верующие бросали деньги. Не знаю, было ли это подземелье пещерной церковью, но оно находилось под руинами разрушенного собора. В южную сторону по подземному ходу мы не ходили. Возможно, что он пересекался и сообщался с другим ходом, идущим от дома архиерея. Старик истопник нам рассказывал, что Кафедральный собор был очень красивым, имел башенные часы-куранты и подземную церковь, в которой мы были».
Понятно, что мальчишки попали в нижний придел храма, который не был разрушен, а оказался погребенным обломками стен разрушенного собора. Собор в русской православной традиции всегда включал в себя несколько приделов и в нем было несколько престолов, посвященных церковным праздникам или святым. Кировские пионеры как раз и оказались в одном из приделов разрушенного храма и приняли его за «подземную» церковь, так как над ними были слои кирпичных обломков и обрушившихся сводов.
***


Другая разновидность «подземных ходов» – это дренажная система и ливневая канализация. Сегодня эта система в городе практически не функционирует. Отсюда огромные лужи и разрушение асфальта. В XIX в. за системой водоотведения пристально следили и обновляли. Чаще всего это были не трубы, как сейчас, а канавы, обложенные кирпичом.
Их высота была небольшой – около 120-140 см. Это достаточно точно воспроизведено и в воспоминаниях кировчан-старожилов. Все они тогда были детьми и ходили  в подземельях, «почти не нагибая головы», но при их росте в 10-11 лет это и неудивительно. Взрослому человеку в такой ход нужно было заходить, только согнувшись. Николай Никитин,  вспоминавший о «подземном ходе» рядом с Александро-Невским собором, как раз и оказался в дренажном канале. В 1904 г. об этом подземелье писали «Вятские Епархиальные ведомости» - в 1903 г. вокруг Александро-Невского собора был сделан кольцевой дренажный канал, из которого вода сбрасывалась в два естественных поглощающих колодца. Эта система была сооружена,  чтобы не допустить разрушения фундамента архитектурного шедевра Александра Витберга. Несколько лет назад в кировской прессе громко объявили об обнаружении еще одного подземного хода. При земляных работах было обнаружено небольшое помещение с кирпичными стенами и сводчатым потолком,  уходящее под землю. Прибывшие на место археологи провели исследования, изучили находку и установили, что это водоотводный канал завода купцов Александровых.

2004 г. Археологи НПЦ по охране ОКН Кировской области обследуют "подземный ход" в г. Уржум. "Ход" оказался старым колодцем или дренажем.

Значит,  нет никакой тайны в вятских подземельях? Тайны действительно нет, а вот исторические факты есть!  Если и были в Вятке подземные ходы, то в неспокойное время XVIII столетия они имели строго военное, оборонительное назначение. Об этом сообщает известный вятский общественный деятель, археолог,  основатель Вятского публичного музеума  Петр Владимирович Алабин. Он писал: «Из Раздерихинского оврага, по преданию, существует ход под возвышенный правый берег реки Вятки, бывший местом древнего города, а ныне занятый Александровским садом, зданиями присутственных мест, женским монастырем, собором и архиерейским домом со службами. Старожилы говорят, что этот потайной ход был известен их отцам. Около десяти лет назад (примерно в 1850-е гг.) под этим берегом, со стороны реки, был, говорят, действительно открыт какой-то ход, в котором нашли следы истлевшего пороха и несколько каменных ядер. Ядра эти величиной с обыкновенное 20-футовое ядро, сделаны из леденца-камня, даже следов которого нет вблизи нашего города».
Как арсенал и склад вооружения и боеприпасов подземный ход был Хлынову по-настоящему необходим. В лесах бродили шайки разбойников. Нависала угроза нападения сторонников самозванца Емельяна Пугачева. Укрепления Хлыновского кремля были деревянные, а это всегда угрожало пожаром, и поэтому для пушек, пороха и ядер сооружались подземные склады. Позже, когда необходимость в них пропала и они пришли в запустение, эти «зелейные» (пороховые) погреба  стали восприниматься вятчанами  как «подземные ходы».

Вятскому краеведу Анатолию Тинскому удалось найти упоминание о подземном ходе в «Росписном списке» 1678 г. Список был составлен,  когда новый хлыновский воевода П.С. Прозоровский принимал город под свое руководство. Это первое и единственное на сегодняшний день подтверждение существования подземного хода в средневековом Хлынове: «На старом городовом месте по отсыпи башня Спасская с проезжими вороты…». В 26 саженях за башней в «зелейном погребе», устроенном в осыпи,  в земляной стене начинался подземный ход, сообщает автор «Росписного списка». Был он выложен из кирпича на глиняном растворе в ту пору, когда в Хлынове еще и не мечтали о кирпичных домах. В это время в городе еще только начинали строить каменные строения, в частности, церкви.

Ход, как утверждает «Росписной список», вел из города в погреб и запирался двумя железными решетками. Получается, что легенда – это вовсе не легенда, а реальный исторический факт, и этот факт в корне меняет представление об истории развития города Вятки-Хлынова-Кирова и умениях вятских мастеров. Значит, уже тогда посадские мастера могли изготовить прочный кирпич для сооружения подземного хода, и сохранялось это сооружение и память о нем вплоть до середины XIX столетия.

А как же с подземным озером? Это тоже реальность. Вятская почва, как мы уже говорили, богата грунтовыми водами и, вымывая известняковые породы, вода образует природные пустоты под поверхностью земли. Они могут быть маленькими, а могут достигать внушительных размеров. На дне такой полости, пробитой водой, конечно же, плещется «подземное озеро», но оно не столь велико, чтобы мы могли по нему проплыть на лодке – это уже легенды. А вот обвалиться свод образовавшейся пещеры может, и тогда образуются гигантские ямы на поверхности земли. Сегодня такие случаи тоже не редкость. Так называемые «подземные пузыри» засыпают грунтом. Но пока его не заметили, провал может представлять из себя реальную опасность – человек может провалиться и получить травмы. Были случаи,  когда в такие подземные «промоины» проваливались даже автомобили. Благо, уходили они под землю не полностью. Иногда такие провалы ведут глубоко под землю и имеют самые замысловатые формы. Вот такие пустоты и принимают чаще всего за творения рук человеческих, - считает краевед Анатолий Тинский. Фантазия рисует образ «подземного хода», воображение дополняет и подсказывает, что ведет он в глубь веков, к тайнам и загадкам минувшего. Но интерес к легендам и преданиям – это не досужее любопытство. Именно следование легенде может привести к настоящему историческому открытию – стоит только взглянуть на это под другим углом. И тогда история сможет приоткрыть нам немало своих тайн. А уж в тайнах истории на Вятке недостатка, точно нет и не будет!

2012 г. Археологи НПЦ по охране ОКН Кировской области обследуют "подземный ход" в окрестностях с. Талица. "Ход" был определен как часть дренажной системы одной из хозяйственных построек завода Александрова.

Возможно,  вятские подземелья все еще хранят свои тайны. В XXI в. еще никому не удалось проникнуть в описанные в воспоминаниях подземные ходы и «пещерную церковь». Хотя мы имеем не один десяток свидетельств первой половины XX в. Например, житель города Кирова Владимир  Вотинцев утверждал, что в 30-е гг. прошёл с ребятами по подземному ходу на значительное расстояние от Трифонова монастыря. Ход в то время находился в хорошем состоянии, лишь в некоторых местах были завалы, затрудняющие продвижение. Примерно посередине хода он обнаружил несколько ниш с закрытыми решётчатыми дверями. Просунув руку со свечой сквозь решётку, он видел стеллажи, на которых лежали большие церковные книги…

А что если это были те самые недостающие фрагменты мозаики вятской истории? Может быть! Но все участники подземных путешествий сходятся в одном. В 30-е гг. сразу, как только находился вход,  ведущий под землю, через короткое время появлялись милиционеры, а затем и рабочий с ведром раствора и кирпичами. Он старательно замуровывал вход в неизвестность. Если ход не удавалось заложить кирпичами,  его просто заваливали землей и строительным мусором. Поэтому и тайна вятских подземелий в XXI в. остается все еще нераскрытой.

А. Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.

От редакции. Подземные ходы г. Хлынова-Вятки будоражат умы как опытных краеведов, так и простых горожан. Ходы, если верить всем легендам, буквально пронизывают всю историческую часть современного г. Кирова, а в их темных галереях хранятся несметные сокровища, древние книги, иконы, подземные храмы и озера, таинственные погребения и многое другое, что только способно представить воображение. Сведения, а точнее легенды, о подземных ходах известны как минимум по источникам XIX в. Так, по данным Вятского губернского статистического комитета, собиравшего информацию для археолога А. А. Спицына и по работам самого Спицына на основании этих донесений, известно, что очень многие археологические памятники в народном сознании часто дополнялись идущим с их территории подземным ходом. Иногда за подземные ходы принимались естественные (природные) углубления и пещеры, например, Зараменская пещера «Чертова печь» в Советском районе Кировской области. Все современные исследования археологических и природных объектов данные легенды не подтверждают. То же самое относиться и к подземным ходам г. Хлынова-Вятки. Сотрудники нашей организации стабильно, один или два раза в год, выезжают на место находки очередного «подземного хода», который на деле оказывается дренажным сооружением, старым подвалом или подземной полостью (в данной статье мы использовали фотографии с нескольких таких выездов). Все эти моменты как раз очень хорошо описаны в приведенной выше статье А. Фоминых. Не отрицая возможности наличия подземных ходов совсем, на сегодняшний момент приходиться признать, что достоверных сведений о конкретных объектах, которые мы могли бы назвать подземными ходами, пока не известно. Вместе с тем, легенды о подземных ходах крайне интересны с точки зрения исследования городского фольклора, связанного с тем или иным городским объектом или археологическим памятником. Кроме того, тема подземных ходов может способствовать повышению грамотности в области истории и археологии нашего края среди его жителей.

Яндекс.Метрика