+7 (8332) 38-10-98
Контакты

Афанасьевский клад: булгары, восточное серебро и чудь. Об одной уникальной находке в Кировской области.

Мы сегодня под малиной

Три часа искали клад.

Я вскопала половину,

А потом продолжил брат.

Мы сундук найти мечтали, 

Или глиняный горшок,

А нашли лишь болт из стали, 

Червяка и корешок!

Т. Прокушева

 

Здравствуйте, друзья! Сегодня празднуется хоть и неофициальный, но зато один из самых жизнерадостных летних праздников – день археолога, когда измученные летним солнцем, свежим воздухом, здоровым физическим трудом и веселым общением молодые и не очень люди ненадолго могут перевести дух, перед тем как вновь броситься в рутину познания нашего прошлого.

Поэтому и объектом нашей сегодняшней статьи будет археология, причем не какой-то отдельный предмет, а целый археологический памятник. И это не традиционное для Афанасьевского района городище, селище или могильник. Сегодняшний рассказ посвящается такому специфичному виду археологического источника, как клад. Хотя без городищ, селищ и могильников здесь тоже не обойтись.

Берег р. Камы в окрестностях д. Харины.

Афанасьевцы хорошо знают место под названием «Харинские пещеры», или «пещёры». Так неформально именуется комплекс археологических памятников у д. Харины во главе с городищем Шудьякар. По представлениям старшего поколения на городище в древности жила легендарная чудь («чучкие» люди), прорывшая в толще земли:

«Старики рассказывали, что у чучких в Шудякоре была ограда, в ограде – ворота не ворота, а двери: ворота раньше не были нужны. Двери выходили в сторону нынешнего Шудякора, а к Каме, с крутика, был сделан какой-то спуск, железный, вроде бы... Тут, в Шудякоре, была у них вроде кладовушки, яма, пещерка что-ли. Вход в пещерку сделан был аркой, а эту арку поддерживала серебряная дуга. Ту дугу в двадцатые годы увезли в Кудымкар. Туда же забрали несколько подвесок и идолов деревянных и металлических»

Подтвердить или опровергнуть воспоминания этих «очевидцев», к сожалению, сложно, хотя упоминание серебряной дуги должно насторожить – это абсолютно вымышленный фольклорный элемент, популярный в преданиях о кладах.

Но вернёмся к чучким. Конец у них жестокий – в туннелях они ставят деревянные опоры, на них наваливают землю. Затем столбы подрубаются, чудь заживо самопогребается. И ладно бы они только себя захоронили, так они и богатства свои погребли с собой.

По словам стариков, вокруг городища разъезжала конная стража, охраняющая городище. Краевед П. И. Варанкин даже записал фрагмент песни, якобы исполняемой чучкими стражниками:

Рыщу я, рыщу

Вокруг городища.

Ищу я, ищу

Своих коней.

Кони вы, кони,

Кони вороные

Гривы золотые…

 

Ночью вокруг городища также небезопасно: любопытствующего может встретить белая лошадь, и это, по представлениям харинских жителей, не к добру. Откуда сформировалось такое представление, сейчас уже и не выяснить. Дело в том, что традиционно белая лошадь, либо любое другое животное белого или золотистого цвета, ассоциируется с зачарованным кладом, который «вылежал» свой срок и просится наружу, принимая облик животного, например белой лошади. Белой – потому что клад из серебра.

А откуда клад? Все оттуда же, оставлен чучкими людьми, которые заживо себя похоронили. Потому и осталось за городищем название «пещеры».

Предания преданиями, но в харинской округе действительно не раз находили клады. Так, в 1880-х гг. в окрестностях деревни местный житель Фёдор, чья фамилия неизвестна, нашёл серебряную тарелку: якобы залез на спор в пещеры и отыскал там доказательства своего местопребывания. Куда она делась потом – неизвестно. Пермскому археологу В. А. Оборину, в 1951 г. проводившему разведку в тогда еще Зюздинском районе, жители д. Харины сообщили, что ещё до революции большое серебряное блюдо было найдено на поле левого, пойменного берега р. Камы напротив деревни, которая расположена на правом берегу. Очень вероятно, что серебряная тарелка, найденная в «пещерах», и это блюдо – одна и та же вещь. Впрочем, судьба блюда также неизвестна.

В июне 1932 г. крестьянин В. Ф. Бузмаков, который в ходе коллективизации распахивал межи (узкие полосы необработанной земли между соседствующими наделами) на высоком берегу р. Камы недалеко от деревни Харины, извлёк на свет клад из 7 серебряных предметов среднеазиатского производства VII-IX вв.: ведро, две чашки, кувшин и три кружки.

Афанасьевский клад. Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник (По: Мазурская Б. Тайны и сокровища Нижегородской губернии // «Нижегородская коллекция», 2013, № 3.).

В 1932 г. Зюздинский район входил в состав Вятского округа, который, в свою очередь, являлся частью Горьковского края. В главный музей края – Горьковский, или как он называется сейчас, Нижегородский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник, клад и поступил, получив название Афанасьевский (так как был найден относительно недалеко от центра района).

Виталий Федорович Черников. Источник фото: http://www.museum.unn.ru/contfs/news/arhpeopl/part13.phtml.

Профессиональное описание клада сделал Виталий Федорович Черников, многолетний сотрудник музея и одновременно долгие годы единственный археолог Горьковской (сейчас Нижегородской области). Среди археологической деятельности Виталия Фёдоровича выделяются, в частности, раскопки, проведённые им в знаменитой пушкинской усадьбе Болдино.

В фондах Афанасьевского музея, в архиве афанасьевского краеведа Е. М. Черанёва хранится письмо, которой ему отправил В. Ф. Черников. По-видимому, Евлампий Михайлович, знающий историю находки клада, заинтересовался его судьбой и отправил запрос в Горьковский музей, получив в ответ письмо, фрагмент которого представляем здесь:

«Уважаемый Евлампий Михайлович.

Клад серебряной посуды до сих пор у нас в экспозиции. Это действительно чудской клад! Датируем мы его VIII-IX веками. Это привозное серебро. Называют такое серебро сасанидским или персидским. На основании этого клада можно судить о торговых связях местного населения.

Евлампий Михайлович, Вы знаете легенду о Харинских пещерах, если Вас не затруднит, сообщите её мне в коротком пересказе. Вероятно, легенда интересная. И ещё одна просьба. Какие находят безделушки в районе этих пещер. Может быть, Вы смогли бы описать их.

Жду Вашего ответа.

С уважением подпись (Черников В. Ф.)».

Письмо В. Ф. Черникова Е. М. Черанёву. Фонды Афанасьевского краеведческого музея.

Вопросы Виталия Фёдоровича по поводу легенды и находок безделушек неслучайны – профессиональный археолог прекрасно знает, что подобного рода следы могут привести к значимым археологическим открытиям. Так и оказалось, когда спустя несколько лет силами Удмуртского университета был исследован самый известный в Афанасьевском районе археологический комплекс.

Еще один интересный вопрос, который затронул в письме В. Ф. Черников - как восточное серебро попало в наши края. Вопрос этот обширный, но постараемся его расмотреть.

Древние жители Прикамья - носители Ломоватовской, археологической культуры второй половины I тыс. н. э., жили охотой. Охота дает пищу в виде мяса и тепло в виде шкур. Меховое тепло по достоинству оценили не только таежные охотники, потому шкурки бобра, куницы, соболя и других пушных животных составляли основу «экспорта» Прикамья в торговле с соседями. А с какими соседями?

Переместимся на юг, в Переднюю Азию, а конкретнее в древний Иран. С III по VII века в Иране царствует династия Сасанидов, при которых южная держава добивается больших успехов в политике, экономике и культуре. Не в последнюю очередь это происходит из-за того, что иранскую территорию пересекает «Великий шелковый путь». Это древнейшая караванная дорога соединяла Индию и Китай с Европой. Вместе с товарами по ней путешествовали и люди – ремесленники, торговцы, жрецы, авантюристы и прочая публика, охочая до дорог. С собой они несли идеологические представления и культурные взгляды, ремесленные технологии и научные знания. Иран, являясь посредником на этом оживлённом пути, обогащался не только материально, но и духовно.

Это проявляется в развитии одного из элитарных искусств Ирана эпохи Сасанидов - художественной обработки металла. На серебряных изделиях: блюдах, кувшинах, кружках – изображаются царские особы, мифологические сюжеты, священные животные. Пользуется такой посудой высокопоставленная знать.

«Ею похвалялись, выставляя напоказ на торжественных приемах, её дарили почётным гостям, а при военном поражении ею приходилось откупаться от удачливого победителя. Стремясь укрепить свой престиж, зависевший иот количества накопленного добра, даже второстепенные правители собирали в своих сокровищницах громадное число золотых и серебряных блюд и чаш, кружек и кувшинов».

Вслед за Ираном мода на художественно обработанные серебряные изделия распространяется и в Среднюю Азию. Как они могли оказаться на далеких берегах Камы?

В VII в. династия Сасанидов доживала свои последние дни. Измученная бесконечными войнами страна пала под ударами арабских кочевников и вошла в состав Арабского халифата. В мире поднималось знамя новой цивилизации и новой религии - Ислама.

Активно развиваются арабская наука и культура: грандиозные открытия совершаются в математике, медицине, философии, астрономии. Арабские купцы и географы в поисках сведений о новых землях, рынках сбыта и источниках товара обращают пристальное внимание на территории, находящиеся за пределами их культурного влияния.

Зачем им это понадобилось? В руках арабов после завоевательных походов оказалась большая добыча, в том числе и серебряные изделия. Иранская и среднеазиатская посуда, изображающая богов, людей и животных, противоречила мусульманским канонам. По законам Ислама Аллах - единый бог и творец мира, и его запрещено изображать каким бы то ни было образом. Возбраняется изображение живых существ - людей и животных. Безусловно, мусульманские догматы сложились не сразу, но постепенно новая религия становится преобладающей. Серебряные чаши в новых идеологических условиях выходят из повседневной жизни, а стало быть, и из моды.

Одна мода уходит, другая приходит. Вырастает спрос на драгоценные меха, и не только у арабов, а на всём протяжении Великого шёлкового пути, от Испании до Китая. Меховые шубы, шапки, кафтаны – не просто теплая, удобная и дорогая одежда – это показатель статуса владельца и стиля его жизни. Наиболее ценными являлись шкурки соболя и черно-бурой лисицы. Надо ли говорить, что пушнина – это то, чем богата верхнекамская тайга.

В конце IX в. на территории современного Татарстана тюркские кочевники болгары, переселившиеся сюда из Причерноморья, создают государство «Волжская Булгария», которая со временем становится главной контролирующей силой на пути с юга на север.

В начале X века волжские булгары в качестве государственной религии принимают ислам. Это только способствует торговле поволжских государств с арабскими и среднеазиатскими купцами по Волжскому пути. Пути, который получил название Великий.

Еще бы, товары по нему шли не только в таёжные пространства Урала и Прикамья. Восточные пряности, ткани, оружие, драгоценные камни направлялись в Древнюю Русь, и дальше – в Скандинавию и Западную Европу. Главным богатством арабских купцов было серебро, причем не только в виде вышедшей из моды иранской и среднеазиатской посуды, но и монет – арабские дирхемы, исправно изготовляемые благодаря неистощим серебряным рудникам и переплавке серебряных изделий, буквально завалили европейские страны и Русь в VIII-X веках.

Взамен к арабским и среднеазиатским купцам идут меха. Волжские булгары прекрасно оценили преимущество своего контролирующего положения на пересечении торговых путей. Булгария становится грандиозным рынком, куда стекаются меха с Прикамья и Предуралья. В обмен туда везут серебряную посуду, потерявшую свое значение в Азии.

Несмотря на формирование Булгарского государств, путь «от арабов до булгар» был долгим и опасным, и пускались в него многолюдные и хорошо снаряженные караваны. Один такой караван, насчитывавший 3000 лошадей и 5000 человек, в 922 г. отправился из города Ургенч (территория современной Туркмении) и достиг одного из центров Волжской Булгарии - город Булгар, преодолев 2000 км за 2 с половиной месяца. При таких расстояниях на север имело смысл везти товар, имеющий высокую стоимость при небольших размерах и массе.

Карта путешествия арабского писателя и чиновника Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию (По: Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара. Каталог выставки. М., 2016.).

Неизвестно, достигали ли арабские и среднеазиатские купцы непосредственно наших мест и вообще территории Верхнего Прикамья. Многие исследователи считают, что южные купцы ограничивались территорией Волжской Булгарии. Булгары же, в свою очередь окутавшие торговой сетью прикамские племена, не допускали к ним посторонних.

Как торговали с южными купцами племена лесных охотников? В обмен туда везли не только бусы с зеркалами. Наряду с серебром северным народам продавали оружие, ткани, металлы, ювелирные изделия, одежду, соль. Овчинка (вернее шкурка) стоила выделки – торговля соболями и куницами, горностаями и бобрами, чёрно-бурыми и рыжими лисицами, а также белками приносила купцам гигантские прибыли.

Арабский географ X века Аль-Мукаддаси перечисляет товары, которые шли из Волжской Болгарии на юг. Кроме шкурок пушных животных, здесь перечисляются и другие предметы торговли, которые могли поставляться из Прикамья – воск, рыба, бобровая струя, мед, орехи, лес.

Ничто в этом мире не вечно. Казавшиеся неиссякаемыми серебряные рудники в Передней Азии оскудели, а в Европе появились свои рудные месторождения белого металла. В это же время в Восточной Европе набирает силу новое государство – Русь. Князь Святослав Игоревич своими походами отправил в небытие Хазарский каганат и нанес ряд поражений Волжской Булгарии. Серебряный поток из Азии в Европу иссяк. Окончательный крест на былом статусе Волжского торгового пути поставило Монгольское нашествие первой половины XIII в., в результате которого рухнуло государство волжских булгар. В Золотоордынский период Волга снова становится основной торговой магистралью в Восточной Европе, однако это уже совсем другая история.

А как поступали прикамские жители с полученной в ожесточенном торговом бою добычей?

Во-первых, посуду использовали в качестве... посуды. Естественно, не простой посуды, а дорогой, ценной. Н. В. Фёдорова считает, что серебряная восточная посуда использовалась в качестве ценных атрибутов для пиров вождя и его воинов. Кроме пиров, посуда скапливалась в руках племенной верхушки в виде предметов роскоши.

Во-вторых, у носителей археологических культур конца I – начала II тыс. нашей эры существовала развитая цветная металлообработка, в том числе и серебра. Прикамские мастера изготовляли лицевые погребальные маски из серебра, отдельные элементы костюма, характерные для Прикамья гривны глазовского типа. Сырьевым материалом служил привозной металл.

Прикамье было далеко не единственным местом, куда шло восточные изделия. Пушного зверя активно добывали на Руси, серебра туда шло не меньше. Однако восточные славяне не видели разницы, в каком виде получать драгоценный металл - в монетах или предметах, важен был вес. Потому и находок кладов художественной посуды на территории древней Руси известно немного, так как, по всей вероятности, её там ждала переплавка на актуальные нужды. В Прикамье же посуду если и переплавляли, то далеко не всю. Из этого выявляется третья причина востребованности привозного серебра в таежном крае - она использовалась в верованиях древних финно-угров.

Почему именно серебряная посуда? Круглая форма блюд, отблеск серебра и позолоты наводили на сравнение «импорта» с немеркнущими светилами - Луной и Солнцем, которые во многих языческих культурах наделялись божественным статусом. По той же причине серебряные изделия могли использоваться в качестве лика для идолов. Посуда применялась для употребления жертвенного мяса, могла использоваться как емкость для монет и дорогих вещей, которые подносили божествам.

Необычные образы и сюжеты, изображённые на поверхности сосудов, придавали посуде сверхъестественный, божественный статус, однако в русле собственной таежной мифологии. Подобные переложения сюжетов со средневековых серебряных блюд на местные предания зафиксированы в XX веке у обских угров. То есть предмет, внешнее оформление и сюжет которого были абсолютно чуждыми для культуры таежных охотников, со временем адаптировался к новым духовным реалиям. Не было бы счастья, да несчастье помогло - отвергнутые в связи с развитием Ислама сасанидские и среднеазиатские изделия обрели свежее духовное звучание в новых обстоятельствах.

Предметы культа, даже такие «вновь обращенные», на монеты не переплавишь и показывать первому встречному не будешь, а при угрозе для жизни спрячешь первым делом туда, куда в нашем Прикамье легче всего - в землю. Потому и находят клады на территориях, где сотни лет назад обитали носители Ломоватовской культуры. Ни один регион мира даже близко не сравнится с Прикамьем по количеству находок сасанидской и среднеазиатской серебряной посуды. Где то она она стала материалом для переплавки, а у нас сохранилась, хоть и частично, благодаря культовому использованию. Серебряные тарелки и блюда, использовавшиеся в качестве священных атрибутов для одних, для других являлись источником обогащения. Угроза смерти, ограбления, попадания в плен – всё это вынуждало древних финно-угров укрывать свои богатства до лучших времён в земле... Иногда лучшие времена не наступали, и клады, подобно «белой лошади», выходили наружу при помощи крестьянской сохи или плуга, как это произошло в 1932 г. недалеко от д. Харины.

Перейдем непосредственно к серебряной утвари нашего клада. Изготовлена она были в Восточных районах Средней Азии и Тибете в VII-IX вв.

Наибольший интерес представляет серебряная кружка VII-VIII веков. На ручке кружки изображён Силен, спутник древнегреческого бога виноделия Диониса.

Древнегреческая культура, которая двигалась вслед за фалангами Александра Македонского на восток в IV в. до н. э., смешалась здесь с культурой местной. Благоприятную почву нашли и винодельческие культы, так как сбор винограда и виноделие распространены как в Греции, так и в Иране со Средней Азией. Популярность в новой среде обрели образы бога Диониса, весельчака и путешественника, и его спутника Силена. Мудрый старец Силен воспитывал юного Диониса и даже обучил бога виноделию. Впоследствии Силен сопровождает Диониса в его путешествиях и учит людей делать вино, не забывая давать мудрые советы. А в индийском походе Диониса Силен командовал правым крылом войска Диониса во время битвы с индийцами. По мнению В. П. Даркевича, этим обусловлен сюжет «Силен со слонами», изображённый на ручке кружки Афанасьевского клада. Более того, на днище кружки изображено еще одно мужское лицо с бородой, которое связывается с самим богом Дионисом. А на тулове сосуда изображены олени и джейраны – обитатели пустынь Средней Азии

Кружка с сюжетом «Силен со слонами» (По: Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. - М., 1976.).

Остальные предметы также являются произведениями искусства. Клад, хранился в цилиндрическом ведре, на поверхности которого изображены растительные побеги и цапли. Растительный орнамент украшает и одну из чашек, другая чашка покрыта геометрическими узорами, а на её дне изображена позолоченная розетка.

Серебряное ведро из Афанасьевского клада (По: Даркевич В. П. «Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. - М., 1976.).

Также клад содержит единственный найденный на территории нашего района серебряный кувшин, шаровидное тулово которого покрыто каннелюрами – вертикальными желобками. В схожем стиле оформлена и одна кружка – её шаровидное тулово тоже покрыто каннелюрами.

Серебряный кувшин из Афанасьевского клада (По: Даркевич В. П. «Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. - М., 1976.).

Еще одну массивную кружку покрывают гравированные растительные узоры. Но кроме «врождённых» узоров, есть на ней и вторичные следы – на щитке ручки и на дне процарапаны древнертюрские рунические надписи. Отечественным тюркологом И. Л. Кызласовым эти надписи отнесены к так называемому «кубанскому» алфавиту VIII-XII вв., который использовался в Хазарском каганате и Волжской Булгарии. Следовательно, предметы могли поступить в Прикамье по Волжскому речному пути, который контролировался данными государствами.

Руническая надпись на кружке из Афанасьевского клада (По: Кызласов И. Л. Руническая эпиграфика древних болгар // Татарская археология. - 2000. № 1-2 (6-7).

***

Уголок р. Камы у д. Харины – удивительное по красоте место. Столь же удивительным оно является по невероятной плотности в округе одной деревни всевозможного исторического прошлого – городища, селища, могильники, клады, народные предания о кладах, духах и легендарной чуди. Настоящая «кладовая» истории. А Афанасьевский клад сейчас экспонируется в постоянной экспозиции Нижегородского историко-архитектурного музея под названием «Особая кладовая». Будете в Нижнем, загляните!

 

Литература:

Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. - Новосибирск, 2004.

Варанкин П. И. Зюздино // Кострова Л. Р. Предания старины глубокой. - Афанасьево, 2014.

Даркевич В. П. Аргонавты средневековья. – М., 2005.

Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. - М., 1976.

Дьяконов М. М. Очерки истории древнего Ирана. - М., 1961.

Климов В. В. К истории Верхокамья (рукопись). Фонды Афанасьевского краеведческого музея. 1997.

Кострова Л. Р. Кама – жемчужина земли Афанасьевской. - Афанасьево, 2012.

Кызласов И. Л. Руническая эпиграфика древних болгар // Татарская археология. – 2000. № 1-2 (6-7).

Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси — СПб., 2005.

Оборин В.А. Сасанидское серебряное блюдо из д. Шудьякар // Вестник древней истории. – М., 1956. Вып. 2.

Обыденнов М. Ф., Круглов Е. А. Клады и сокровища народов Урала и Поволжья. – Уфа, 2011.

Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. Художественные изделия из золота, серебра и бронзы. – М.-Л., 1935.

Особая кладовая (альбом). – Нижний Новгород, 2014.

Полубояринова М. Д. Торговля Болгара // Город Болгар. Культура, искусство, торговля. – М., 2008.

Прыткова Н. Ф. Металлическая культовая посуда угров // Сборник Музея антропологии и этнографии. – 1949. Т. 10.

Хвольсон Д. А. Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста. – СПб., 1869.

Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. – М., 1986.

Черанев Е. М. Загадка Харинских пещер // Газета «Призыв». – 1967. 9 февраля.

 

Хранитель музейных предметов Афанасьевского районного краеведческого музея, П. Харин

Яндекс.Метрика